Memorials
Государственный мемориальный комплекс
ХАТЫНЬ
rectangle rectangle-mobile
fire
fon
image

Memorial complex

"Dalva"

История

8 августа 2024

История деревни Дальва

«...Деревня Дальва в исторических источниках упоминается в конце XVII века.

По рассказам старожилов, которым, в свою очередь, рассказывали старики, когда-то в этих местах был дремучий лес, составлявший одно целое с Березинским заповедником. Сначала лес отступал перед небольшими полянками, а позже они соединились в значительные поля и луга. Но лес окончательно не сдался, он глубоко пустил свои корни в торфяники, овраги, берега рек и сыпучие пески. От Дальвы лес отступил на один-два километра.

В архивных документах указано, что в 1804 году Раймунд Полевич купил фольварок у помещиков Коверских. К этому имению относились деревни Дальва, Рубеж и Бытнова.

После смерти отца имение и усадьбу унаследовал его средний сын Альфонс.

В конце XVIII века имение перешло родственнику Мельхедру Стефановичу.

Грянул 1917 год и Стефанович с семьей сбежал в Польшу.

Когда-то за каждым домом был сад. Жужжали неугомонные пчелы. В страду звенели оттачиваемые косы и рокотали тракторы. Для человека, влюбленного в родные места, все это было чудесной музыкой.

Ах, Дальва, Дальва!.. Какой ты была красивой со своими уютными домиками, выстроившимися по обе стороны улицы... Жили здесь мирные люди, усердные труженики — белорусы, любившие свой крестьянский труд. Люди, лица которых были обожжены солнцем и морозами. Люди, влюбленные в свои поля и леса. Они растили хлеб и лен, были хорошими животноводами. Воспитывали детей. Умели и хорошо повеселиться.

Но грянула война, и смолкли веселые песни, стали суровыми лица людей. На фронт ушли все молодые мужчины. Они шли с горячим желанием разбить тех, кто нарушил мирный покой нашего народа. Они уходили, не тревожась за судьбы близких людей. Ведь до фронта было очень далеко. Никто даже не полагал, что война может прийти и в эти лесные места.

Но в первых числах июля Дальва оказалась в немецком тылу. Фашистские захватчики с первых же дней оккупации Белоруссии приступили к осуществлению разработанных ими чудовищных планов массового уничтожения белорусских людей.

Сотни деревень сметались с лица земли, население истреблялось или угонялось в лагеря смерти и фашистское рабство в Германию.

Массовое уничтожение белорусских людей с применением неслыханных чудовищных и зверских форм истребления велось под предлогом борьбы с партизанами.

Фашистские захватчики рассматривали партизанское движение как удобный повод для планомерного осуществления преступных планов «обезлюживания» белорусских земель. «Партизанская война, — заявил Гитлер на совещании 16 июля 1941г. — дает нам возможность истреблять все, что восстает против нас».

До освобождения Белоруссии оставались считанные месяцы. Стремясь обезопасить тылы, гитлеровцы решили провести против партизан и мирных жителей крупную карательную операцию под названием «Баклан». По своему размаху операция была намного крупнее, чем прежние и в основном проводилась силами резервов второго эшелона группы армии «Центр». В ней участвовали армейские дивизии, части военной полиции и авиация.

Карательная экспедиция приближалась к Дальве..."

image
3 июня 2020

Трагедия Дальвы

«...Это произошло за десять дней до прихода Красной Армии в наши места — 19 июня 1944 года...

Тот июньский день обещал быть солнечным, небо радовало голубизной. Женщины с ведрами неспешно шли к колодцам. Над хатами курился дымок. Дети еще спали. Никто из местных жителей не знал, что для них это утро станет последним, а дня не будет...

Как теперь стало известно, партизаны возле деревни Дальва перерезали полевой кабель, тем самым нарушили телефонную связь. С этого момента участь нашей деревни была предрешена.

Со стороны деревни Жердяжье послышался гул. Из леса выехали крытые грузовики. Они остановились на окраине Дальвы. С машин стали спрыгивать солдаты с автоматами наперевес. Плотным кольцом они окружили деревню. Всех жителей сгоняли на окраину к дому Василя Кухаренка. До сознания женщин и детей не доходило, что происходит. Ребятишки, которых только что подняли с постелей, плакали. Каратели, подстегивая всех криками и прикладами, начали загонять людей в хату. Двери заперли. Бросили гранату в дом. Вспыхнуло, загудело пламя...

Гнулись двери под людским напором, но они не поддавались... Я не знаю как, но моей матери с младшим братом Володей удалось вырваться из огня. Автоматная очередь карателей сразила их тут же, недалеко от горящего дома. Некоторые мальчишки пытались выбраться через крышу, но фашисты стреляли по ним из автоматов, и дети падали в пламя

Расправившись с мирными жителями, палачи подожгли деревню с двух сторон.

Горела Дальва...

В пламени пожара погибли 44 человека: 29 детей, 13 женщин и 2 мужчин. Старшему из погибших, моему деду Куприяну было восемьдесят лет. А самому младшему — Косте Кухаренку — около двух. Из 29 детей сожжены 17 девочек и 12 мальчиков. Из них 19 не было еще и 10 лет. Самой распространенной в Дальве была фамилия Гирилович. Ее носили 17 казненных. Вместе с дальвинцами были сожжены мальчик и девочка из других деревень. Это Юзик Гринь из Деделовичей, который помогал родственнице Анне Акулич по хозяйству, и Оля Фалькович из Вязовщины, она накануне, в воскресенье, пришла в гости к Настасье Кухаренок.

Избежать страшной участи мне помог случай. На зорьке мать подняла меня с постели: «Иди-ка, сынок, подмени отца, пусть он позавтракает, а ты попаси коня». Я шел за матерью и все оглядывался на деревню. Тогда и подумать не мог, что вижу эти мирные дома, утопающие в зелени садов, в последний раз. Свою хату я узнавал отовсюду, как бы далеко ни отошел. Узнавал по высокой груше, что стояла рядом со двором. Такой высокой и развесистой груши ни у кого из сельчан не было.

Вот и отец на лужайке. Рядышком пасется конь. Увидел нас отец, поднялся навстречу, рукой взъерошил мои волосы и сказал: «Через час пригонишь коня».

Мать пошла со мной, чтобы потом с отцом пойти в лесной лагерь, который был недалеко от этого места. Она хотела поймать там кур, чтобы зарезать на мясо. Но отец уговорил ее не ходить в лесной лагерь, и они отправились в деревню. Тогда я не знал, что навсегда прощаюсь с родителями...

Они шли, а за ними тянулся зеленый след, — значит, дождя сегодня не будет. Верная примета — есть роса, значит, день будет теплым и солнечным.

Я лег под березой и долго всматривался в небо. Приятно вот так, лежать на спине и смотреть вверх. Облака, кажется, неподвижно стоят на месте. Нет, все-таки плывут на восток. Если пристально смотреть между толстыми ветвями, сразу видно, что плывут, хотя совсем медленно. Лежа я услышал, как раздался взрыв, затем автоматная очередь резким эхом прокатилась через лужайку. Вскочив на ноги, я взглянул в сторону Дальвы и замер: над деревней вставал огромный черный столб дыма, Я схватил пиджак и бросился к лошади. Она шарахнулась в сторону, видно испугавшись моей торопливости. А когда поймал ее, не мог впопыхах открыть железное путо. Бросился бегом к Дальве. Поднялся на пригорок и остановился: горела крайняя хата, в которой жила семья Василия Кухаренка. Я, ничего не понимая, смотрел на горящую хату, потом побежал к своему двору. На бегу увидел, что горит и дом Кастуси Бутвиловской, который стоял на другом конце деревни. Потом вспыхнули и другие. Я видел, как каратели садились в машины, но побежал к своему двору. Хата еще не была охвачена огнем. Через раскрытые настежь двери крикнул:

«Мама!»

Тишина.. Никого... На столе — ложки, прикрытая рушником горбушка хлеба.

«Папа!» И снова молчание...

«Костя! Женя! Володя!»

Никто не отозвался. Лишь ветер пробегал по хате, кружил пух из порванной подушки. Я попятился назад.

Искристые длинные языки пламени вздымались ввысь, бушевали, плясали дикий танец над деревней. Пылали уже шесть хат, сараи, постройки. Оглянулся — везде дым и огонь... Бросился к дому Василия Кухаренка.

Рушились стены, раскатывались огромные головни. Меня обдало гарью и еще каким-то непонятным запахом. Недалеко от дома, в огороде лежала фуражка из черного вельвета. Я поднял ее и увидел пуговицу, пришитую синей ниткой. Это была фуражка моего отца А потом во дворе я увидел женщину и ребенка, только черных-черных...

В моей памяти до сих пор ужас того страшного июньского дня, черного понедельника, когда Дальва умирала, умирала мучительно, тяжело... Этот ужас не давал мне остановиться и гнал теперь из деревни...

«Эй!» — крикнул я изо всех сил, но из горла вырвался какой-то хрип. Почему-то крадучись, я подошел к землянке. Конь так же осторожно ступая, шел следом. И вдруг я отшатнулся. В землянке что-то брякнуло, и на пороге показался... кот.

«Васька, Васька», — зашептал я. Кот, подняв пушистый хвост, бросился ко мне. Это было еще одно, кроме коня, живое существо из нашей Дальвы. Больше никого...

День и ночь горела Дальва, дымилась головешками, поблескивала красными угольями в горячей золе.

Еще и назавтра, и на десятый день над остывающим пепелищем стоял густой тяжелый запах. Ветром его доносило до близких и дальних деревень. Не давал дышать этот запах смерти и горя.

Десять дней и ночей лежали под открытым небом обгоревшие трупы и кости. Шел дождь, пекло солнце. Некому было хоронить... Да простят мертвые живых: не могли они в тех ужасных условиях выполнить свой христианский долг, когда оккупанты под натиском Красной Армии покидали белорусскую землю и шли через сожженную Дальву на запад.

Только через десять дней, 29 июня, во второй половине дня, появились наши краснозвездные танки. Из окрестных деревень Рубежино, Острова, Становища, Крутые Горы, Ровнядь, Шашки на место трагедии пришли жители, а также партизаны, чтобы похоронить останки сожженных дальвинцев.

Накануне прошел дождь, размыл страшное пепелище. Недалеко от дома, где были сожжены мои земляки, выкопали братскую могилу. Люди осторожно растаскивали черные головни, находили под ними и приносили, в огромный деревянный ящик тех, кого звали дальвинцами. Трупы нашли и в погребе под хатой Василя. Узнавали их не по лицам, а по остаткам одежды, обуви. Наверх в деревянный ящик положили обугленных, черных-черных мою мать и брата. На веревке ящик опустили в желтую яму.

Женщины плакали, старики окаменело стояли рядом. Трижды ударил залп. Трижды эхом отозвался лес. Не отозвалась только Дальва. Ее уже не было на свете... У меня в голове забили, заухали тяжкие звоны. И черная земля, и черные трупы вокруг черного пожарища пошли быстрым кругом — все быстрее, быстрее...

Меня подхватили под руки женщины, не дали упасть, плача и причитая повели от этого страшного места. С кем же я останусь, кто мне поможет в жизни, что будет дальше? Не хотелось верить, что больше никогда не увижу родных, друзей, с которыми мечтали о будущем, ожидали светлого дня Победы...

image

О Мемориале

«Дальва» — мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс в память о жителях деревни Дальва. Находится на 77-м км трассы Минск-Витебск, на месте бывшей деревни Дальва Логойского (бывшего Плещеницкого) района Минской области. 19 июня 1944 г. деревня была сожжена вместе с жителями. В огне пожара погибло 44 человека, в том числе 29 детей, 13 женщин и 2 мужчин.

В 1955 г. на месте братской могилы с останками жителей бывшей деревни поставлен памятник. В 1963 г. его заменили на обелиск с пятиконечной звездой. А в 1972 г. в Белорусском государственном театрально-художественном институте объявили конкурс на лучший проект памятника деревне Дальва. Победителем стал третьекурсник отделения скульптуры художественного факультета, воспитанник народного художника Беларуси скульптора А. О. Бембеля — Владимир Теребун. Проект стал его дипломной работой.

Мемориал «Дальва» строился на общественных началах, на средства, собранные от концертной деятельности творческих коллективов Белтелерадиокомпании, военнослужащих и пожертвований общественных организаций. Инициатором этой работы был единственный уцелевший свидетель трагедии деревни Дальва Николай Петрович Гирилович, который всю жизнь посвятил сохранению памяти об односельчанах.

Открытый 15 июля 1973 г. комплекс повторяет планировку бывшей деревни Дальва. Композиция мемориала состоит из отдельных элементов, свободно размещенных в пространстве, и занимает площадь 5 га.

В 2009 году на территории мемориала создана новая экспозиция «Дальва: героизм, трагедия, милосердие», где собраны архивные фотографии и документы, рассказывающие об истории деревни начиная с конца XVII века.

Мемориальный комплекс «Дальва» включен в государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.


«...Шли годы... После службы в Советской Армии осенью 1954 года я приехал в родные места.

...Моя родная любимая деревня! Она навсегда вписана в моем паспорте, в моем сердце. И хоть долго тебя не видел, не слышал, не говорил с тобой, с моими родными, с моими односельчанами, ничуть не очерствело мое сердце к любимому уголку на земле. Мысленно окидываю взглядом ту, живую еще Дальву. Вижу двенадцать хат, стоящих по обе стороны неширокой песчаной улицы. Нет больше тех хат... Там, где были они, — пепелища сожженных домов, обгоревшие и полуразрушенные печные трубы в зарослях колючего шиповника, бурьяна.

С цветами в руках иду к братской могиле и застаю там картину разрушения и запустения. Один из деревянных крестов рухнул, а сама деревянная ограда покосилась, пришла в негодность.

Надо было принимать срочные меры, и я отправился в Прусевичский сельский Совет, который находился в трех километрах от Дальвы. Там меня встретил очень подвижный, живой человек средних лет. «Вильтовский, — представился он, — Иван Антонович». Разговорились мы быстро. Он внимательно выслушал меня, обещал помочь. Договорились, что поставим железную ограду и надгробие.

На следующий год к июню была готова железная ограда и бетонное надгробие с надписью: «Здесь похоронены останки дальвинцев». Школьники Прусевичской семилетней школы взяли шефство над братской могилой.

Осенью мы с женой и дочкой приехали, чтобы возложить цветы на могилу дальвинцев. Идя по бывшей улице бывшей Дальвы, услышали гул трактора. Подошли ближе, — глядим и глазам не верим: молодой тракторист как ни в чем ни бывало перепахивает огороды, а заодно и улицу. Ни у кого до сих пор не поднималась на это рука, — улица сохранялась как памятник.

...О родной деревне и об этом случае я написал небольшую статью, которую опубликовала газета «Советская Белоруссия» под названием «Пусть напоминает...» И только тогда была приостановлена эта кощунственная работа. Мне пришло письмо от директора и парторга совхоза «Искра», которые извинялись за случившееся и просили меня восстановить фамилии, имена, отчества и возраст сожженных дальвинцев и прислать список. Они решили установить обелиск на месте захоронения дальвинцев. Я охотно выполнил их просьбу.

В 1963 году обелиск был установлен. Наверху — пятиконечная звезда, чуть ниже надпись: «Потомки не забудут вас». А далее фамилии и имена заживо сожженных 44 человек. Еще ниже — надпись: «Жителям деревни Дальва, сожженным гитлеровцами в июне 1944 года».

Шли годы... Постепенно заживали страшные раны войны. Вставали из пепла деревни Логойщины. Вместо полыни зацвела сирень, поднялись новью срубы, зазвучали песни, детские голоса в домах. И тогда мне думалось, что лучший из памятников, когда на месте сожженной деревни встает новая.

Но вот в январе 1966 года в печати появилось правительственное сообщение о решении создать мемориальный комплекс «Хатынь» в память о сотнях белорусских деревень, уничтоженных немецко-фашистскими оккупантами.

...Тогда же была создана комиссия по сбору материала о сожженных деревнях Белоруссии. Меня пригласили навестить места трагедии, в том числе и мою родную деревню.

30 июня 1969 года на площади перед входом в мемориал Хатынь собрались делегации от сельских советов всей республики. Одни держали капсулы, изготовленные рабочими Минского тракторного завода, другие — шкатулки, некоторые — маленькие домики — копии тех, что остались в только в памяти...

...Далее представители 185 делегаций изо всех уголков нашей Белоруссии прошли вдоль мемориала к еще одной составляющей его части — кладбищу деревень. На стенде надпись: «Хатынь не одна; 186 деревень вместе с людьми сгорели дотла на нашей земле белорусской». В траурном карауле стоит молодежь у каждого мемориального знака. Каждая делегация замирает у своей деревни. Я останавливаюсь перед Дальвой.

Умолкла траурная мелодия. Митинг открыл Иван Фролович Климов. Слушал я Ивана Фроловича и спрашивал себя: что я смогу сделать для увековечения памяти своей родной деревни? А покидая Хатынь, твердо решил: трагедия Дальвы не должна быть забыта, тем более, что Дальва — последняя белорусская деревня, уничтоженная фашистами.

Мысль увековечить память погибших родилась на собрании молодежи Гостелерадио БССР. Эту идею поддержали учителя и школьники Околовской средней школы Логойского района Минской области, недалеко от которой находилась когда-то Дальва, Логойский райком комсомола и Минский обком комсомола. Творческие коллективы Гостелерадио выступали с концертами, а школьники работали в колхозе и совхозе, собирали дары природы, а вырученные деньги шли на особый счет Логойского райкома комсомола.

Свой вклад внесли также пионеры и комсомольцы далекого от Белоруссии Поволжья — учащиеся Ровенской школы Саратовской области (они в 1971 году побывали в Околовской школе и на том месте где стояла Дальва). Участие в сборе средств приняла школа № 22 города Минска.

По решению Логойского райисполкома часть денег перечислили колхозы района.

В Белорусском государственном театрально-художественном институте был объявлен конкурс на лучший проект памятника Дальве. Победителем его оказался третьекурсник отделения скульптуры художественного факультета Владимир Теребун — воспитанник народного скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля.

В создании мемориального комплекса «Дальва» молодому скульптору помогали работники Гостелерадио БССР, околовские школьники (особенно усердно работал Анатолий Янковский), активисты Логойского райкома комсомола, работники местного совхоза «Искра», воины Плещеницкого гарнизона.

...За создание и сооружение этого мемориального комплекса скульптору Владимиру Теребуну присуждена премия Ленинского комсомола Белоруссии.

Торжественная траурная церемония открытия мемориального комплекса, сооруженного на месте сожженной деревни, состоялось 15 июля 1973 года. На открытие приехали и пришли бывшие воины и партизаны, жители окрестных и дальних деревень, школьники и воины Плещеницкого гарнизона, родственники дальвинцев. Многие выступали, вспоминали войну...

...А я стоял и думал: пусть никогда никому из вас не доведется пережить того, что пережил каждый, кому выпала судьба родиться 40-50 лет назад. Пусть никто из вас никогда не узнает, что такое война! Слезы сдавили мне горло. В людях, которые стояли лицом к памятнику, я вдруг увидел свою мать, отца, братьев, деда, тетку Анну, тетку Зинаиду, бабку Кастусю... Увидел всех, кого я знал и кого сожгли фашисты..."

Фильм о Дальве

Visit

Belarus, Minsk region, Logoisk district, Okolovsky village council, turnoff at 77 km of the Minsk-Vitebsk highway

Tue-Sut | 9:00-17:30


Entrance fee
1,00 BYN
0,50 BYN
for schoolchildren, pupils and students
Fee for taking photographs on the territory of the complex
1,00 BYN
per unit of equipment
Video shooting for legal entities
15,00 BYN
60 minutes
Video shooting with a film crew
30,00 BYN
60 minutes

Memorial plan

План мемориала

Excursions

Excursion services are provided only by museum workers of the MK «Dalva»!

Как заказать экскурсию?

Экскурсионное обслуживание осуществляется по предварительной записи.

Заказ экскурсии

ВТ-СБ

+375 (1774) 32-597

Стоимость

Стоимость экскурсионных услуг можно узнать по телефону:

+375 (1774) 32-597

Способы оплаты

  1. Наличными в кассе музея
  2. Безналичный расчет

    Для оплаты по безналичному расчету необходимо скачать и заполнить Заявку и выслать на электронную почту info@khatyn.by (осуществляется после записи на экскурсию)

Guest book

Visit all objects of the complex