History of Khatyn village
No one knows exactly when Khatyn village was founded. However, the first written mention of Khatyn dates back to the mid-16th century. Until the mid-16th century, the territory of Khatyn and other neighboring villages (Guba, Slagovishche) belonged to the service Tatars of the Grand Duchy of Lithuania. What did the Tatars do in these lands? They served in the military. They had settled here since the time of Prince Vitovt.
In July 1551, King of Poland and Grand Duke of Lithuania Sigismund Augustus granted privileges to Minsk elder, Volkovysk ruler, and Smolensk voivode, Lord Vasily Tyshkevich, to purchase "lands and palaces" in Pilipovichi, Slagovishche, and Khotyn from the Tatars Furs Yukhnovich and Sheikh Ambekovich. From that year on, the Tyshkevich family held these lands for over 350 years.
Vasily Tyshkevich, statesman of the Grand Duchy of Lithuania
In 1566, Logoisk, Slagovishche, and Khatyn were assigned to the Vilnius Catholic Chapter. Khatyn was designated a selo (a settlement with a church or chapel).
В 1569 Сигизмунд Август за отличную усердную службу и выдающиеся подвиги возвел Василия Тышкевича в наследственное графское достоинство с присвоением ему и его потомкам права пользоваться этим титулом, применять герб Лелива и распространять этот титул на поместье Логойск.
Логойск на несколько веков стал резиденцией графов Тышкевичей, старинного шляхецкого рода Тышкевичей, который дал белорусской земле целую плеяду полководцев и дипломатов, политиков и ученых.
В середине XVI века Хатынь насчитывала 13 «служб». В те времена «служба» состояла из 2-3 и более «дымов».
Основным видом деятельности были охота, бортничество, добыча воска. Крестьяне сдавали владельцам земли дань — 20 пудов меда и несли денежную повинность.
«Кровавый потоп» середины XVIІІ века был опустошительным. От имения Хатынь остался всего лишь один «дым».
По данным 1763 года Хатынь входила в парафию греко-католической (униатской) церкви Святого Николая Логойского деканата.
После второго раздела Речи Посполитой (1793 г.) вместе с землями Минского воеводства ВКЛ в состав Российской империи вошла и Хатынь.
В конце XVIІІ века в Хатыни была построена деревянная греко-католическая церковь Рождества Девы Марии. Храм освятили 6 ноября 1794 года. После ликвидации в 1839 году унии и перевода греко-католиков в православие в Хатыни находилась церковь Рождества Богородицы. Среди прихожан насчитывалось 25 мужчин и 25 женщин.
3D- модель церкви Рождества Богородицы (конец XVIII века)
Рядом с церковью стояла колокольня на четырех столбах, покрытая дранкой, с тремя колоколами весом 50.30 и 23 фунта (соответственно 22,7, 13,6 и 10,4 кг) и старинное кладбище. И сейчас сохраняются каменные надгробья XVI- XVIІ в. с едва различимыми надписями, приземистые кресты с отверстиями (явно сделанные из отслуживших свой век жерновов), несколько могил жертв трагедии 22 марта 1943 года, единичные послевоенные захоронения.
Каменные надгробья XVI- XVIІ вв.
В 1816 году число крестьян в деревне составляло 63 человека (32 мужчины и 31 женщина). 23 сентября 1842 года в Хатыни насчитывалось 35 крестьян мужского пола и 34 — женского. В выкупном акте крестьянами земли с Логойского имения в 1864 году в деревне Хатынь насчитывалось 7 дворов (крестьянских хозяйств). В документах упоминаются следующие фамилии — Барановские, Желобковичи, Юрцевичи, Мироновичи. В к. XІX века в деревни жило более 120 человек. Список за 1909 год дает информацию о том, что в деревне жили 87 человек. В период проведения коллективизации, в 1935 году жители деревни Хатынь присоединились к колхозу «Красная звезда».
22 марта 1943 года во время карательной операции деревня Хатынь была сожжена гитлеровцами вместе со всеми ее жителями.