Мемориалы
Государственный мемориальный комплекс
ХАТЫНЬ
rectangle rectangle-mobile
fire
fon
image

Мемориальный комплекс

«Хатынь»

История

2 марта 2015

История деревни Хатынь

Никто точно не знает, когда именно появилась деревня Хатынь. Но впервые в письменных источниках Хатынь упоминается в середине XVI века. До сер. XVI века территория Хатыни и других соседних деревень (Губа, Слаговище) принадлежала служилым татарам ВКЛ. Что делали татары на этих землях? Они исполняли обязанности военной службы. Селились здесь еще со времен князя Витовта.

В июле 1551 года король Польский и Великий князь Литовский Сигизмунд Август даровал привилей минскому старосте, волковысскому державцу и смоленскому воеводе пану Василию Тышкевичу на приобретение у татар Фурса Юхновича и Шейха Амбековича «земли и дворцы» в Пилиповичах, Слаговище и Хотыни. Начиная с этого года род Тышкевичей владел этими землями более 350 лет.

Василий Тышкевич, государственный деятель Великого княжества Литовского

В 1566 году Логойск, Слаговище и Хатынь были отнесены к Виленскому католическому капитулу. Хатынь назвали селом (поселение, имеющее церковь или часовню).

В 1569 Сигизмунд Август за отличную усердную службу и выдающиеся подвиги возвел Василия Тышкевича в наследственное графское достоинство с присвоением ему и его потомкам права пользоваться этим титулом, применять герб Лелива и распространять этот титул на поместье Логойск.

Логойск на несколько веков стал резиденцией графов Тышкевичей, старинного шляхецкого рода Тышкевичей, который дал белорусской земле целую плеяду полководцев и дипломатов, политиков и ученых.

В середине XVI века Хатынь насчитывала 13 «служб». В те времена «служба» состояла из 2-3 и более «дымов».

Основным видом деятельности были охота, бортничество, добыча воска. Крестьяне сдавали владельцам земли дань — 20 пудов меда и несли денежную повинность.

«Кровавый потоп» середины XVIІІ века был опустошительным. От имения Хатынь остался всего лишь один «дым».

По данным 1763 года Хатынь входила в парафию греко-католической (униатской) церкви Святого Николая Логойского деканата.

После второго раздела Речи Посполитой (1793 г.) вместе с землями Минского воеводства ВКЛ в состав Российской империи вошла и Хатынь.

В конце XVIІІ века в Хатыни была построена деревянная греко-католическая церковь Рождества Девы Марии. Храм освятили 6 ноября 1794 года. После ликвидации в 1839 году унии и перевода греко-католиков в православие в Хатыни находилась церковь Рождества Богородицы. Среди прихожан насчитывалось 25 мужчин и 25 женщин.

3D- модель церкви Рождества Богородицы (конец XVIII века)

Рядом с церковью стояла колокольня на четырех столбах, покрытая дранкой, с тремя колоколами весом 50.30 и 23 фунта (соответственно 22,7, 13,6 и 10,4 кг) и старинное кладбище. И сейчас сохраняются каменные надгробья XVI- XVIІ в. с едва различимыми надписями, приземистые кресты с отверстиями (явно сделанные из отслуживших свой век жерновов), несколько могил жертв трагедии 22 марта 1943 года, единичные послевоенные захоронения.

Каменные надгробья XVI- XVIІ вв.

В 1816 году число крестьян в деревне составляло 63 человека (32 мужчины и 31 женщина). 23 сентября 1842 года в Хатыни насчитывалось 35 крестьян мужского пола и 34 — женского. В выкупном акте крестьянами земли с Логойского имения в 1864 году в деревне Хатынь насчитывалось 7 дворов (крестьянских хозяйств). В документах упоминаются следующие фамилии — Барановские, Желобковичи, Юрцевичи, Мироновичи. В к. XІX века в деревни жило более 120 человек. Список за 1909 год дает информацию о том, что в деревне жили 87 человек. В период проведения коллективизации, в 1935 году жители деревни Хатынь присоединились к колхозу «Красная звезда».

22 марта 1943 года во время карательной операции деревня Хатынь была сожжена гитлеровцами вместе со всеми ее жителями.

image
2 марта 2015

Трагедия Хатыни

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей — Мария Федорович и Юлия Климович — чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы — семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.

Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г. п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса "Хатынь«— «Непокоренный человек».

Трагедия Хатыни — один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле.

image
14 мая 2020

Оккупационная политика нацистов

22 июня 1941 г. нацистская Германия вторглась на территорию СССР, началась Великая Отечественная война.

К концу августа 1941 года вся территория Беларуси была захвачена нацистами, появились новые территориальные деления. Основная часть территории белорусской земли была включена в рейхскомиссариат «Остланд» с центром в Риге, а южные районы Брестской, Пинской, Полесской и Гомельской областей подчинили рейхскомиссариату «Украина». На захваченной территории Беларуси был установлен жесткий оккупационный режим, так называемый «новый порядок», основанный на терроре и насилии.

С первых же дней войны стало ясно, что война на территории Советского Союза приобретает другой характер. В немецких приказах фактически заявлялось и призывалось вести войну на уничтожение советского народа. Было разработано множество секретных документов, которые должны были показать, как в дальнейшем будет использоваться захваченная территория.

Ключевым документом, о котором даже на Нюрнбергском процессе немцы предпочитали умалчивать, назывался план «Ост» — в переводе с немецкого «Восток».

Для реализации этого плана в рейхе было создано специальное министерство по вопросам восточных территорий во главе с А. Розенбергом. Согласно плану, захваченные территории белорусской земли подлежали германской колонизации и онемечиванию. Предусматривалось 75% белорусов физически уничтожить или выселить. Примерно 25% —онемечить и превратить в рабов. При этом еврейское и цыганское население ожидало полное уничтожение.

План «Ост» дополняли другие секретные документы: «Инструкция об особых областях к директиве № 21», «О военной подсудности в районе „Барбаросса“ и об особых полномочиях войск», «Двенадцать заповедей поведения немцев на востоке и их обращение с русскими» и др.

Прежде всего нацистский «новый порядок» основывался на политике геноцида. Само понятие геноцид определено в «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него». В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

В Беларуси практически в каждом районе действовала целая система концентрационных лагерей с филиалами и отделениями. Всего было создано не менее 578 мест принудительного содержания.

Под предлогом уничтожения партизанских формирований на территории оккупированной Беларуси проводились карательные операции, в ходе которых уничтожались деревни вместе с мирными жителями. На территории Беларуси было проведено не менее 187 таких акций.

Уже в первые недели и месяцы войны оккупанты провели массовое уничтожение деревень, часто вместе с мирным населением. Первая карательная акция под кодовым названием «Припятские болота» состоялась еще в июле-августе 1941 года, в результате которой было сожжено 34 деревни. Населенные пункты Брестской и Пинской областей были превращены в пепелища.

Уже с осени 1943 года проведение тактики «выжженной земли» приняло наиболее широкие масштабы. Особенно жесткими мерами сопровождались операции карателей в Витебской, Минской и Могилевской областях. В результате одной из таких карательных операций и была уничтожена белорусская деревня Хатынь, все население которой, включая стариков, женщин и детей, даже самых маленьких, было сожжено гитлеровцами.

Итогом политики геноцида и «выжженной земли» стали массовые убийства, истязания военнопленных и мирных граждан, насильственный угон населения на принудительные работы в Германию, разрушение городов и сел. С белорусской земли исчезли целые населенные пункты, а масштаб потерь населения в результате геноцида был катастрофический. Так закончилась трагедия, унесшая не менее 3 000 000 человек, ставших невинными жертвами нацистского режима.

В целях социальной и исторической справедливости, устранения белых пятен истории, укрепления конституционного строя и национальной безопасности в апреле 2021 года Генеральной прокуратурой Республики Беларусь было возбуждено уголовное дело по ст.127 УК Республики Беларусь по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. 5 января 2022 года принят Закон «О геноциде белорусского народа». Цели расследования включают сбор доказательств, подтверждающих масштаб трагедии, установление всех фактов преступных действий карателей, привлечение к ответственности нацистских преступников и их пособников. В ходе расследования были допрошены тысячи потерпевших и свидетелей, установлены новые факты уничтожения населенных пунктов. Так, подтверждено уничтожение не менее 12 348 сел и деревень (до возбуждения уголовного дела эта цифра составляла 9 200). Из них 288 деревень полностью повторили судьбу Хатыни (вместо ранее известных 186).

Материалы расследования уголовного дела размещены на сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.

image
22 января 2025

Сожжённые деревни

Характерной особенностью политики «выжженной земли» в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси стало уничтожение населённых пунктов вместе с жителями. Тысячи деревень сметались с лица земли, население истреблялось, угонялось в лагеря смерти или в фашистское рабство в Германию, имущество подвергалось грабежу.

В апреле 2021 года Генеральной прокуратурой Республики Беларусь было возбуждено уголовное дело по ст.127 УК Республики Беларусь по факту геноцида населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. До начала расследования считалось, что на территории Беларуси в годы оккупации пострадало, т. е. сожжено полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, 9200 сельских населённых пунктов. Материалами уголовного дела подтверждено уничтожение не менее 12348 сел и деревень. Среди дополнительно установленных и ранее неизвестных 3148 пострадавших населенных пунктов. Из них не менее 288 деревень полностью повторили судьбу Хатыни (вместо ранее известных 186).

Расследование уголовного дела продолжается.

image

О Мемориале

Фрагмент выступления И. Каминского

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны и огромного вклада белорусского народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы, в январе 1966 г. ЦК КПБ принял решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь».

Хатынь Памятник, стоявший на могиле жителей Хатыни до 1964 г
Хатынь 1969 г. Архитекторы: Ю. Градов, Л. Левин, В. Занкович
Хатынь 1968 г. Скульптор С. Селиханов

В марте 1967г. был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов.

«Работа над проектом захватила нас — мы придумали венцы срубов на месте бывших домов, обелиски в виде печных труб, но чего-то не хватало. Заросшее травой поле, свидетель трагедии, хранило мертвую тишину. И вдруг в этой щемящей душу тишине неожиданно запел жаворонок. Звук, тут должен быть звук!»

Воспоминания архитектора Леонида Левина
Хатынь 1968 г. Скульптор С. Селиханов

Строить мемориал помогала вся страна. Гранит был привезен с карьеров Украины, белый мрамор из России. Первая очередь была завершена в конце 1968 года.

Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 г.

Хатынь
Хатынь
Хатынь

Торжественно-траурная церемония открытия началась в Минске. На площади Победы собрались представители всех районов столицы, ветераны Великой Отечественной войны, делегации из России, Украины, Грузии, Молдавии и других республик, делегации городов-побратимов, иностранные гости. От Вечного огня был зажжен факел и поднесен к чаше, установленной на бронетранспортере, который в сопровождении почетного экскорта направился в Хатынь. На многотысячном митинге в Хатыни, посвященном открытию мемориального комплекса, выступили свидетели хатынской трагедии И. И. Каминский и А. П. Желобкович.

Хатынь И. Каминский у памятника «Скорбящая мать», установленного в Хатыни в 1964 г (фото 1965 г)

День открытых дверей для пенсионеров

13.01.2025

14 января 2025 года в рамках акции «Музей открыт для Вас!», ГМК «Хатынь» приглашает граждан пенсионного возраста бесплатно посетить музейные экспозиции мемориала при предъявлении пенсионного удостоверения.

Открытие выставки "Пепел и Свет"

14.01.2025

14 января 2025 года, ко дню рождения талантливого белорусского графика Василия Шаранговича, в холле музея ГМК «Хатынь» состоится открытие выставки «Пепел и Свет».

Освящение музея в «Хатыни»: Молитвы за сотрудников и духовное благословение

22.01.2025

22 января 2025 года в мемориальном комплексе «Хатынь» состоялось важное событие. Настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в «Хатыни» протоиерей Павел Яцукович освятил здание музея и вознес молитвы о здравии всех сотрудников мемориального комплекса. Молебен прошёл перед старинной иконой Божией Матери «Знамение», которая является историческим артефактом музея.

left
right

Посещение

Беларусь, Минская обл., Логойский район, Каменский сельсовет, парк Кладбище деревень

ВТ-ВС | 10:00-17:00


Входная плата
взрослые
сборная
школьники
8,00 бел. руб
за группу взрослых до 20 человек
8,00 бел. руб
за сборную группу до 20 человек
5,00 бел. руб
за группу школьников, учащихся до 20 человек
16,00 бел. руб
за группу взрослых от 21 до 45 человек
13,00 бел. руб
за сборную группу от 21 до 45 человек
10,00 бел. руб
за группу школьников, учащихся от 21 до 45 человек
24,00 бел. руб
за группу взрослых от 46 человек
18,00 бел. руб
за сборную группу от 46 до 60 человек
15,00 бел. руб
за группу школьников, учащихся от 46 человек

Плата за фотографирование на территории комплекса
1,00 бел. руб
за единицу техники
Видеосъемка для юридических лиц
15,00 бел. руб
60 минут
Видеосъмка с сопровождением съемочной группы
30,00 бел. руб
60 минут

Экскурсионное обслуживание по музею осуществляется для лиц страше 12 лет!

Как добраться?

    Доехать до мемориального комплекса «Хатынь» можно разными способами:

  • На личном автомобиле/ каршеринг/ такси

    Мемориальный комплекс «Хатынь» расположен на 54 километре трассы М 3 (Минск-Витебск) установлен указатель «Хатынь». Свернув возле него и проехав 5 километров, вы окажетесь на территории Государственного мемориального комплекса «Хатынь».

  • В составе организованной туристической группы

    Если у вас нет возможности доехать на автомобиле, вы можете воспользоваться услугами туристических фирм.

  • На общественном транспорте

    Прямого транспортного сообщения между городами Беларуси и ГМК «Хатынь» нет. Есть два варианта, как из Минска доехать до мемориала:

    1. Вариант 1. (маршрутка+такси)

      Необходимо доехать из г.Минска до г. Логойска на маршрутке: она останавливается на остановке общественного транспорта «ст.м. Восток» (на стороне торгового центра «Dana Mall»), выйти на остановке «Автостанция». Там найти либо вызвать такси до МК «Хатынь».

    2. Вариант 2. (маршрутка+пешком)

      В Минске с ДС «Карбышева» доехать до остановки «Козыри» на маршрутке 508 (Минск-Плещеницы) и пройти до мемориала 5 км.

План мемориала

План мемориала

Экскурсии

Экскурсионное обслуживание осуществляется только музейными работниками МК «Хатынь»!

Как заказать экскурсию?

Экскурсионное обслуживание осуществляется по предварительной записи.

Заказ экскурсии

ВТ-ВС

+375 (1774) 26-183

+375 (29) 103-97-50  Viber, Whatsapp, Telegram

info@khatyn.by

Стоимость

Стоимость экскурсионных услуг можно узнать по телефонам:

+375 (1774) 26-183

+375 (29) 103-97-50  Viber, Whatsapp, Telegram

Способы оплаты

  1. Наличными в кассе музея (осуществляется после регистрации в экскурсионном отделе)
  2. Безналичный расчет

    Для оплаты по безналичному расчету необходимо скачать и заполнить Заявку и выслать на электронную почту info@khatyn.by (осуществляется после записи на экскурсию)

Музей в Хатыни

с 19 марта по 25 мая выставка «...Война не смогла забрать только любовь»

Посещение

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

22 марта 2025 года в 8.00 состоится Литургия и заупокойная лития
Посещение

Гостевая книга

Душевное место, Слезы на глазах, когда читаешь имена и возраст деток. В музее приятная женщина рассказала историю. Красивая природа, много бабочек, в воздухе запах цветов...
Юлия Иванова 24.03.2025
Место памяти. Хорошо, что есть люди хранящие память. Небольшой музей с экскурсоводом, любящим свое дело! Красивая природа, очень аккуратно!
Анна 24.03.2025

Посетите все объекты комплекса