История деревни Хатынь

02.03.2015

Никто точно не знает, когда именно появилась деревня Хатынь. Но впервые в письменных источниках Хатынь упоминается в середине XVI века. До сер. XVI века территория Хатыни и других соседних деревень (Губа, Слаговище) принадлежала служилым татарам ВКЛ. Что делали татары на этих землях? Они исполняли обязанности военной службы. Селились здесь еще со времен князя Витовта.

В июле 1551 года король Польский и Великий князь Литовский Сигизмунд Август даровал привилей минскому старосте, волковысскому державцу и смоленскому воеводе пану Василию Тышкевичу на приобретение у татар Фурса Юхновича и Шейха Амбековича «земли и дворцы» в Пилиповичах, Слаговище и Хотыни. Начиная с этого года род Тышкевичей владел этими землями более 350 лет.

11 08 2022 1

Василий Тышкевич, государственный деятель Великого княжества Литовского

В 1566 году Логойск, Слаговище и Хатынь были отнесены к Виленскому католическому капитулу. Хатынь назвали селом (поселение, имеющее церковь или часовню).

В 1569 Сигизмунд Август за отличную усердную службу и выдающиеся подвиги возвел Василия Тышкевича в наследственное графское достоинство с присвоением ему и его потомкам права пользоваться этим титулом, применять герб Лелива и распространять этот титул на поместье Логойск.

Логойск на несколько веков стал резиденцией графов Тышкевичей, старинного шляхецкого рода Тышкевичей, который дал белорусской земле целую плеяду полководцев и дипломатов, политиков и ученых.

В середине XVI века Хатынь насчитывала 13 «служб». В те времена «служба» состояла из 2-3 и более «дымов».

Основным видом деятельности были охота, бортничество, добыча воска. Крестьяне сдавали владельцам земли дань – 20 пудов меда и несли денежную повинность.

«Кровавый потоп» середины XVIІІ века был опустошительным. От имения Хатынь остался всего лишь один «дым».

По данным 1763 года Хатынь входила в парафию греко-католической (униатской) церкви Святого Николая Логойского деканата.

После второго раздела Речи Посполитой (1793 г.) вместе с землями Минского воеводства ВКЛ в состав Российской империи вошла и Хатынь.

В конце XVIІІ века в Хатыни была построена деревянная греко-католическая церковь Рождества Девы Марии. Храм освятили 6 ноября 1794 года. После ликвидации в 1839 году унии и перевода греко-католиков в православие в Хатыни находилась церковь Рождества Богородицы. Среди прихожан насчитывалось 25 мужчин и 25 женщин.

11 08 2022 2

3D- модель церкви Рождества Богородицы (конец XVIII века)

Рядом с церковью стояла колокольня на четырех столбах, покрытая дранкой, с тремя колоколами весом 50.30 и 23 фунта (соответственно 22,7, 13,6 и 10,4 кг) и старинное кладбище. И сейчас сохраняются каменные надгробья XVI- XVIІ в. с едва различимыми надписями, приземистые кресты с отверстиями (явно сделанные из отслуживших свой век жерновов), несколько могил жертв трагедии 22 марта 1943 года, единичные послевоенные захоронения.

11 08 2022 3

11 08 2022 4

Каменные надгробья XVI- XVIІ вв.

В 1816 году число крестьян в деревне составляло 63 человека (32 мужчины и 31 женщина). 23 сентября 1842 года в Хатыни насчитывалось 35 крестьян мужского пола и 34 – женского. В выкупном акте крестьянами земли с Логойского имения в 1864 году в деревне Хатынь насчитывалось 7 дворов (крестьянских хозяйств). В документах упоминаются следующие фамилии – Барановские, Желобковичи, Юрцевичи, Мироновичи. В к. XІX века в деревни жило более 120 человек. Список за 1909 год дает информацию о том, что в деревне жили 87 человек. В период проведения коллективизации, в 1935 году жители деревни Хатынь присоединились к колхозу «Красная звезда».

22 марта 1943 года во время карательной операции деревня Хатынь была сожжена гитлеровцами вместе со всеми ее жителями.

Прочитано 34451 раз

Галерея изображений

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://khatyn.by/ru/memorial/istoriya-derevni-khatyn#sigProId92e2a30caf